Профориентация

Пробный тест по профориентации


ИНФОРМАЦИЯ для 9-х классов

На данной странице размещены тесты по профориентации. Тесты обрабатываются обучающимися, а полученные результаты заносятся в таблицу.  


РЕЗУЛЬТАТЫ  ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Ф.И.О
Возраст:       Класс:  


Интересы, склонности, потребности
Преобладающие профессиональные склонности

Профессиональная направленность


Познавательная (интеллектуальная) сфера
Тип мышления


Направленность мыслительной деятельности.

Общая эрудиция


Пространственное мышление

Концентрация и распределение внимания

Уровень обучаемости


Личностные особенности
Темперамент

Индивидуальные особенности личности

Коммуникативные склонности

Организаторские склонности


Заключение:

----------------------------------------------------------------------------


БЛОК  "Интересы, склонности, потребности"


Опросник для определения професси­ональной готовности

Л.Н. Кабардовой

    Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать ответ, оценив его в баллах. Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие входило в Вашу работу:

    да — 2 балла;

    все равно — 1 балл;

    нет — 0 баллов.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т. п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

1.   Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2.        Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т. п.).

3.        Длительное время (более одного года) самостоятель­но, терпеливо выполнять все работы, обеспечива­ющие рост и развитие растений (поливать, удоб­рять, пересаживать и пр.).

4.        Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочине­ния, признаваемые многими интересными, достой­ными внимания.

5.        Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

6.        Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7.        Разбираться в физических процессах и закономер­ностях, решать задачи по физике.

8.        Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в спе­циальный дневник.

9.   Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ни­ток.

10.  Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повто­рять это несколько раз.

11.  В письменных работах по русскому языку, литера­туре легко находить ошибки.

12.  Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

13.        Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

14.        Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

15.        Много и часто общаться со многими людьми, не уставая от этого.

16.        На уроках иностранного языка отвечать на вопро­сы и задавать их, пересказывать тексты, и состав­ ленные рассказы по заданной теме.

17.   Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические при­боры (пылесос, утюг, светильник).

18.   Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

19.   Сочинять музыку, песни, имеющие успех у других.

20.   Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.

21.   При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (компьютер, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек}.

23.    Регулярно, без напоминания, выполнять необходи­мые для ухода за животными работы, кормить, чистить (животных и клетки), лечить, обучать.

24.    Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

 25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составлять логическую цепочку действий, используя при этом различные законы, формулы, теоремы.

27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28.  Разбираться в породах и видах животных, знать их характерные признаки и повадки.

29.          Всегда четко видеть, что сделано писателем, драма­тургом, художником талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.

30.          Организовать люден на какие-либо дела, меропри­ятия. 

31 Выполнять задания но математике, требующие хорошего знания математических формул, зако­нов и учения их правильно применить при ре­шении.

32. Выполнять действия, требующие хорошей коор­динации движений и ловкости рук; работать на станке, на электрической швейной машинке, проводить монтаж и сборку изделий из мелких

деталей.

33 Сразу замечать мельчайшие изменения в поведе­ний или во внешнем виде животного или растения.

34. Играть на музыкальных инструментах, исполнять песни, танцевальные номера.

35.    Вы поли ять работ у, требующую обязательных кон­тактов со множеством разный людей.

36.    Выполнить расчеты, подсчеты данных, выводить на основе этого различные закономерности, след­ствия.

37.          Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных изделий, конструировать новые,
придуманные самостоятельно.

38.   Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, зоологии: читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

39.          Создавать на бумаге и ь оригинале новые, интерес­ные модели одежды, причесок, украшений, интерье ра помещений .

40.    Влиять на людей, убеждать, предотвращать кон­фликты,   улаживать разногласия,   разрешать споры.

41.    Работать с у словно- знаковой информацией: состав­лять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42.    Выполнять здания, в который требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

  

43.          Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружкам, на биостанци­ях, в зоологических кружках и питомниках.

44.          Быстрее и чаще других замечать в обычном нео­бычное, удивительное, прекрасное.

45.   Сопереживать людям (даже не очень близким), по­нимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46.   Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

 47.  Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логичес­кой, математической.

48.   При работе с растениями или животными переносить ручной «ли физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический за­пах животных.

  49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества)

     50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

  

    Интерпретация результатов

        Каждый столбец клеток на бланке ответов соответствует одному из типов профессий.

       Подсчитывается сумма баллов в каждой про­фессиональной

Обращается внимание на те профес­сиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие.



 Профессиональные склонности 

Профессии классифицируются в соответствии с предметом труда:

1 - «человек - знаковая система» - труд связан с обработкой информации, закодированной в знаках, формулах, текстах (графическими, счетными работами);

2 - «человек - техника» - труд связан с техническими объектами (промышленными, строительными, бытовыми);

3-  «человек - природа» - труд связан с биологическими объектами (атмосферой, полезные ископаемые, растительный и животный мир);

4 - «человек - художественный образ» - труд связан с обработкой художественных объектов (литературным творчеством, искусством художника, театральным декоративно-прикладным искусством).

5- «человек - человек» - труд связан с социальными объектами (здравоохранением, просвещением, наукой);

 Бланк                                                                                                              




Тип профессии

1

2

3

4

5


отв.


отв.


отв.


отв.


отв.

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25



26



27



28



29



30



31



32



33



34



35



36



37



38



39



40



41



42



43



44



45



46



47



48



49



50



 Сум



















------------------------------------------------------------------------------------------

Методика изучения профессиональной направленности
 (определение профессионально ориентированного типа личности)
разработанная Дж. Холландом и адаптированная Г.Резапкиной к классификации Е.А.Климова

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Из каждой пары профессий надо выбрать более при­влекательную и в бланке ответов рядом с ее кодом по­ставить «+».
Например, если в паре «автомеханик (Р)» — «физиотерапевт (С)» больший интерес вызывает про­фессия автомеханика, надо поставить «+» в бланке от­ветов в строке «Р», если интереснее профессия физио­терапевта — «+» в строке «С». Обе эти профессии отно­сятся к группе «человек-техника», но одна соответству­ет реалистическому типу личности (Р), а другая — соци­альному (С).

 Текст опросника

Автомеханик(Р)
Физиотерапевт(С)
Специалист
по защите информации (И)
Логистик (П)
Оператор связи (О)
Кинооператор(А)
Водитель(Р)
Продавец (С)
Инженер-конструктор (И)
Менеджер по продажам (П)
Диспетчер (О)
Дизайнер
компьютерных программ (А)
Ветеринар(Р)
Эколог(С)
Биолог-исследователь (И)
Фермер(П)
Лаборант (О)
Дрессировщик (А)
Агроном (Р)
Санитарный врач (С)
Селекционер(И)
Заготовитель сельхозпродуктов (П)
Микробиолог (О)
Ландшафтный дизайнер (А)
Массажист (Р)
Воспитатель(С)
Преподаватель(И)
Предприниматель (П)
Администратор (О)
Режиссер театра и кино (А)
Официант (Р)
Врач(С)
Психолог(И)
Торговый агент (П)
Страховой агент (О)
Хореограф (А)
Ювелир-гравер (Р)
Журналист (С)
Искусствовед (И)
Продюсер (П)
 Редактор (О)
Музыкант (А)
Дизайнер интерьера (Р )
Экскурсовод (С)
Композитор (И)
Арт-директор (П)
Музейный работник (О)
Актер театра и кино (А)
Верстальщик (Р)
Гид-переводчик(С)
Лингвист (И)

Антикризисный управляющий (П)
Корректор (О)
Художественный редактор (А)
Наборщик текстов (Р)
Юрисконсульт (С)
Программист (И)
Брокер(П)
Бухгалтер (О)
Литературный переводчик(А)

Обработка и интерпретация результатов
Чтобы определить свой тип профессиональной направленности, следует подсчитать количество (не сумму, а именно количество!) выборов каждого из кодов: сколько раз выбраны профессии с кодом «1», сколько раз с кодом «2» и так далее, по всем шести группам. К вам в наибольшей степени применима та характеристика, по которой набрано наибольшее количе­ство баллов. Описания характеристик представителей различных типов профессиональной направленности.
1. Тип личности    РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИЙ (Р) - ориентирован на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств.
Люди данного типа обладают низкой чувствительностью, эмоциональной устойчивостью, стабильностью, слабой ориентацией на социальные нормы. Склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы, в основном, на практический труд, быстрый результат деятельности. В интеллектуальной сфере, в большей степени, преобладают математические способности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.
Чаще люди этого типа выбирают профессии, которые   предполагают   решение   конкретных   задач,   наличие   подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности, а связано, скорее, с приемом и переработкой информации.
Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, водитель
2.        Тип личности ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (И) - ориентирован на умственный труд.
Люди данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы. Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.
Люди этого типа, в основном, предпочитают профессии научно -исследовательского направления: в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Межличностные отношения в структуре деятельности играют незначительную роль.
Рекомендуемые профессии: научные творческие профессии познавательного интеллектуального типа: физик, химик, астроном, математик, биолог, географ, геолог, философ, лингвист
3.       Тип личности СОЦИАЛЬНЫЙ  (С) – ориентирован на взаимодействие с социальной средой.
Люди данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способны к переживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека. Обладают хорошими вербальными (словесными) способностями, готовы входить в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов), математические способности развиты слабее. В основном, люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.
Рекомендуемые профессии: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи)
4.       Тип личности КОНВЕНЦИАЛЬНЫИ ИЛИ СТАНДАРТНЫЙ  (О) – ориентирован на четко структурированную деятельность.
Люди данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы. Проявляют склонность к миру обозначений, часто переводят предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Отдают предпочтение чётко определённой деятельности, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и рассчётными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков, направленные на обработку информации, предоставленной в виде цифр, формул, текстов. Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но обладают достаточно высокими исполнительскими качествами.
Рекомендуемые профессии: бухгалтер, экономист, финансист, товаровед, делопроизводитель, нотариус
5.        Тип личности ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ (П) - ориентирован на руководство людьми и бизнесом.
Люди данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями. Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность позволяющая, проявлять энергию, организаторские способности. Сюда относятся профессии, связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей.
Рекомендуемые профессии: журналист, репортер, телеоператор, дипломат, менеджер, брокер, а также должности начальника, заведующего, директора.
6.        Тип личности АРТИСТИЧЕСКИЙ  (А) – ориентирован на творчество.
Люди данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают собственным (часто сложным) взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с окружающими строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. В достаточной степени развиты коммуникативные способности. Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актёрско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.
Рекомендуемые профессии: музыкант, художник, писатель, искусствовед, культуролог.
 
Бланк ответов

Код                            Выбор фиксировать
профессии                   плюсом
Сумма
баллов
Р










И










С










О










П










А











----------------------------------------------------------------------------------------


БЛОК  "Познавательная (интеллектуальная) сфера"

ТЕСТ «Гуманитарий или технарь»
(на определение типа мышления)
Предлагаемый тест сориентирован на то, какой тип мышления преобладает у вас - абстрак­тный йли конкретный. Приоритет абстрактного мышления предполагает склонность к гуманитар­ным занятиям, конкретного - к техническим. На практике оба типа мышления обычно сосуществу­ют, но в очень различных пропорциях.
Инструкция: Внимательно прочитай каждый вопрос. Хорошо обдумай все четыре предлагаемых от­вета и выбери из них только два, которые тебе нравятся больше или кажутся более правиль­ными. Отметь эти два ответа.
1.В школе учат самым разным вещам. Выдели в ответах то, что для ученика является
более важным и нужным.
А. Выучиться грамотно писать и решать задачи.
Б. Узнать, как устроен мир.
В. Научиться делать что-нибудь своими руками.
Г. Научиться понимать законы природы и жизни людей.
2.Чем для тебя прежде всего интересны книги?
А. Узнаю много нового, необычного.
Б. Через книги знакомлюсь с разными людьми, их жизнью.
В. Увлекают захватывающие приключения, про­исшествия.
Г. Люблю переживать за героев, их поступки.
3.Что тебе прежде всего нравится в музыке?
 А. Создает хорошее настроение.
Б. Можно потанцевать, повеселиться.
В. Музыка пробуждает хорошие чувства.
Г. Под музыку хорошо думать, мечтать.
4.Выбери двоих, кто,  по твоему мнению, приносит большую пользу, чем остальные.
   А. Квалифицированный рабочий.
   Б. Знающий ученый.
  В. Хороший писатель.
  Г. Трудолюбивы и крестьянин.
5.Выбери два человеческих качества, которые ты считаешь важнейшими среди пере­численных.
    А. Способность воспринимать чужую боль.
  Б. Талант мастера, умелые руки.
   В. Высокая деловитость.
   Г. Духовная возвышенность.
6.Выбери два фактора, которые более других выражают твое представление о человеческом благополучии.
А. Насыщенная впечатлениями жизнь.
Б. Материальная обеспеченность.
В. Всеобщее уважение, признание.
Г. Крепкое здоровье.
7.Какие два свойства близкого тебе по духу человека (реального или придуманного) ты выделил бы?
А. Простота, веселость.
Б. Талант в рисовании, сочинении стихов и т.д.
В. Умелость, мастерство.
Г. Выдумщик, фантазер.
8.Ниже приведены четыре известные поговорки. Выбери из них две, которые тебе нравятся больше.
А. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Б. Семеро одного не ждут.
В. Мал золотник, да дорог.
Г. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
9.Вспомни какое-либо произведение живописи, которое тебе нравится. Выбери два фактора, которые производят на тебя самое сильное впечатление, когда ты смотришь на та­кую картину.
А. Нарисовано как настоящее.
Б. Создает волнующее настроение.
В. Очень красивое зрелище.
 Г. Заставляет задуматься.
10.Ты, конечно, знаешь о королевских мушкетерах, героях романов А. Дюма. Выбери два качества, которые, по твоему мнению, явля­ются решающими в облике этих героев.
А. Дружба, взаимовыручка,
Б. Верность долгу и чести.
В. Храбрость, решительность.
Г. Прекрасные бойцы, фехтовальщики.
11.Какие два качества более важны для человека, пишущего стихи?
А. Глубокая эмоциональность, чувствительность.
Б. Прекрасное знание языка.
В. Умение подбирать точную рифму.
Г. Глубокий ум.
12.Ты прочитал книгу. Она очень пон­равилась. Что ты сделаешь дальше? (Выбери два действия.)
А. Если по ней поставлен кинофильм, то обяза­тельно посмотрю его.
Б. Поищу другие книги на эту же тему.
В. Постараюсь лучше узнать об авторе книги.
Г. Прочту другие книги этого автора.
13.Ниже приведены четыре школьных предмета. Выбери два из них, которые, по тво­ему мнению, лучше помогают человеку разо­браться в сложностях жизни.
А. История.
Б. Биология.
В. Физика.
Г.Литература.
14.Если   ты   смотришь   интересный фильм, то что в нем для тебя важнее всего? Вы­ бери два ответа.
А. Слова и поступки героев.
Б. Переживания героев.
В. Интересный сюжет.
Г.Отношения героев друг с другом.
15.В какие два места ты пошел бы с большим удовольствием?
А. На хороший концерт.
Б. встречу с интересным человеком.
В. На зарубежную промышленную выставку.
Г. На финальное соревнование по любимому тобой виду спорта.

ПРАВИЛА ПОДСЧЕТА
Таким образом, в каждой строке табли­цы у вас оказались выделенными по 2 символа. За каждый начисляется один балл.
УСЛОВИЕ: Если это два «X» или два «V», поставьте в соответствующей графе таблицы цифру 2. Если выбраны разные символы, запишите в графы по цифре «1».
Проделав это, подсчитайте суммы баллов «иксов» и «игреков».

Краткие комментарии
Символ «X» обоз­начает гуманитарные наклонности. 
Символ «V» -технические.
Так что преобладающей следует считать ту наклонность, которая набрала боль­ший итоговый балл.

 Вопросы ответы   


А

Б

В

Г

БАЛЛЫ

X

У

1

У

X

У

X





2

У

X

У

X





3

У

У

X

Х





4

У

X

X

У





5

X

У

У

X





6

X

У

X

У





7

У

X

У

Х





8

У

У

X

X





9

У

X

У

X





10

X

X

У

У





11

X

У

У

X





12

У

У

X

X





13

X

У

У

Х





14

У

X

У

X





1 5

X

X

У

У


---------------------------------------------------------------------------------------------------------

МЕТОДИКА «ТИП   МЫШЛЕНИЯ»
Тип мышления — это индивидуальный способ преобра­зования информации.
Зная свой тип мышления, можно про­гнозировать успешность в конкретных видах профессио­нальной деятельности.
Обратите внимание на то, что нумерация вопро­сов идет по горизонтали.
Начертите в тетради такой же бланк для заполнения

П - Д
А - С
С-Л
Н-0
К
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Инструкция. У каждого человека преобладает опре­деленный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с вы­сказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет минус.
1.    Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2.    Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5.    Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8.    Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10.    Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11.    Мне нравится все делать своими руками.
12.    В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.
13.    Я придаю большое значение сказанному слову.
14.    Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспо­минания,
15.    Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16.    При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17.    Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18.    Мне интересна работа ведущего теле- и радио­ программ, журналиста.
19.    Мне легко представить предмет или животное, ко­торых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23.    Меня восхищает точность и глубина некоторых сти­хотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33.    Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической ак­тивности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказы­ваю.
39. Мне легко представить в образах содержание рас­сказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

 Обработка результатов. 
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.  Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления -
0-2 — низкий,
3-5 средний,
6-8 — вы­сокий.
Предметно-действенное мышление свойственно лю­дям, которые усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьюте­ры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление хорошо развито у спортсменов, танцоров, артистов.
Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые — физики-теоретики, математики, эконо­мисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе ги­потез сделаны многие открытия во всех областях науки.
Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. … словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководи­телям, политикам и общественным деятелям.
Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было
и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышле­нием.
Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талант­ливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных ти­пов мышления. Такое мышле­ние называют синтетическим.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Графы в таблице "общая эрудиция" .... "уровень обучаемости" заполняются после прохождения специального теста в присутствии психолога.

---------------------------------------------------

БЛОК  "Личностные особенности"


ТЕСТ   «ТЕМПЕРАМЕНТ и ПРОФЕССИЯ »
Инструкция: Прослушайте ряд высказываний. Если вы чув­ствуете или реагируете похожим образом, по­ставьте в бланке рядом с номером высказывания плюс, если нет — минус.

1.               Я часто испытываю потребность в новых впе­чатлениях.
2.               Мне бывает трудно отказаться от своих пла­нов.
3.               Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.
4.               Иногда я чувствую себя несчастным без вся­кой причины.
5.               На спор я могу совершить необычный поступок.
6.               Иногда я нарушаю свои обещания.
7.               У меня часто меняется настроение.
8.               Мне нравятся азартные игры.
9.               У меня бывает учащенное сердцебиение.
10.         Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так.
11.         Мне нравится работа, которая требует быс­троты.
12.         Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.
13.   Меня легко обидеть.
14.         Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.
15.         Временами меня переполняет энергия, а иногда все валится из рук.
16.         Мне приятнее находиться в компании, чем быть одному.
17.         Я долго переживаю неудачу.
18.         У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.
19.         Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании.
20.   Мои нервы часто натянуты до предела.
21.         Думаю, что меня считают веселым человеком.
22.   Я часто жалею о сказанных или несказан­ных вовремя словах.
23.   На грубость я отвечаю грубостью.
24.   Я могу опоздать.
25.   Обычно мне легко и приятно в шумной ком­пании.
26.   Иногда мне мешают уснуть разные мысли.
27.   Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому.
28.   Я часто испытываю чувство вины.
29.   Мне нравится быть в центре внимания.
30.   Иногда я говорю о вещах, в которых не раз­бираюсь.
31.   Мне часто снятся кошмары.
32.         Мне легко общаться с незнакомым человеком.
33.         Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.
34.   Думаю, что я уверенный в себе человек.
35.   Меня задевает критика.
36.   У меня есть кое-какие вредные привычки.
37.   Я могу внести оживление в скучную компа­нию.
38.   Я беспокоюсь о своем здоровье.
39.   Я люблю подшучивать над другими.
40.   Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.
Обработка результатов
 Подсчитайте количество своих положитель­ных ответов на вопросы 1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21. 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37, 39.
Запишите сумму на строке Общительность ______________
Подсчитайте количество своих положитель­ных ответов на вопросы 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40.
Запишите сумму на строке Стабильность___________

Каждый отрицательный ответ на вопросы 6, 12, 18, 24, 30, 36 оценивается в один балл.
Чем меньше баллов, тем выше достоверность резуль­татов теста. Если вы набрали больше трех бал­лов, возможно, вы подсознательно стремились давать «хорошие», «правильные» ответы.
Запи­шите результат на строке Искренность __________



ПОКА НЕТ ГРАФИКА!!!

На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале «Экстраверсия» (общительность), а на вертикальной сумму баллов по шкале «Стабиль­ность».
Отметив на осях координат обе точки, вы легко определите свой темперамент. Чем дальше вы от центра, тем ярче у вас выражены черты одно­го из четырех темпераментов.
Если ваша точка оказалось на одной из двух осей, значит, вам уда­ется сочетать черты двух темпераментов.
Если вы «попали в яблочко», то есть в центр, вы соче­таете черты всех четырех темпераментов.

ВЕРХНИЙ ПРАВЫЙ КВАДРАТ Холерический темперамент
Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обыч­но быстро возникают и ярко проявляются. Холе­рик с увлечением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает.
В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Поскольку по­требность в общении у холериков повышена, они часто выбирают профессии, связанные с обще­нием, сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование. А это как раз те виды деятельности, которые требуют от челове­ка умения эффективно общаться.

НИЖНИЙ ЛЕВЫЙ КВАДРАТ Флегматический темперамент
Флегматики медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до кон­ца. Их чувства глубоки, но скрыты от посто­ронних глаз. Человеку флегматического тем­перамента легко выработать выдержку, хлад­нокровие, спокойствие. В некоторых случаях у флегматиков может сформироваться безраз­личие к работе и людям, вялость, инертность. У флегматиков есть склонность к системати­ческой работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость - необхо­димые профессиональные качества ученого, исследователя.
НИЖНИЙ ПРАВЫЙ КВАДРАТ Сангвинический темперамент
 Сангвиник быстро сходится с людьми, жизне­радостен, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразия. Он без труда кон­тролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвини­ка скоро возникают чувства радости, горя, при­вязанности и враждебности, но эти чувства не­глубоки. Настроение сангвиника быстро меня­ется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Сангвинический темперамент не на­кладывает никаких ограничений на выбор про­фессии.
ВЕРХНИЙ ЛЕВЫЙ КВАДРАТ Меланхолический темперамент.
Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Ме­ланхолики тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Они избегают новых людей, чувствуют себя нелов­ко в новой обстановке. В привычной и спокой­ной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. Меланхоликам свойственны глубина и постоянство, тонкость восприятия.

----------------------------------------------------------------------

ТЕСТ «Рисунок человека из геометрических фигур»
(Индивидуальные особенности личности)
  
Инструкция: Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10
элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты.
Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти.
Обработка рисунка
                Подсчитать количество затраченных в изображении треугольников, кругов, квадратов. Результат записывается трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десять количество кругов, единицы – количество квадратов.
I тип – "руководитель". Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладает хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно – у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или "преподавательский подтип" – 604, 613, 622, 631, 640.
II тип – "ответственный исполнитель". Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550. Обладает многими чертами типа "руководитель", являясь рядоположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
III тип – "тревожно-мнительный". Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании. Кроме того, 415 – "поэтический подтип" – обычно лица, имеющие такую формулу рисунков, обладают поэтической одаренностью; 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе "как можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать". Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.
IV тип – "ученый". Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Это люди легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать "на все" свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение. Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 – подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной. Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссера, мультипликация и т.д.
V тип – "интуитивный". Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы. Подтип 235 – часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 – обладает способностью литературного творчества; 217- обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 – большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.
VI тип – "изобретатель, конструктор, художник". Формулы рисунков: 019, 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Часто встречается среди лиц с "Технической жизни". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями. Подтип 019 – встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 – тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.
VII тип – "эмотивный" Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091. Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают "жестокие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми из колеи" и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализации их собственных способностей.
VIII тип – обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109. Обычно не чувствует переживаний других людей или относятся к ним с невниманием и даже усиливают давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна "черствость", которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

ПРИМЕЧАНИЕ: Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психологического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.
(Взято из Е.С. Романовой «Графические методы в психологической диагностике», стр. 74.)

Данная методика не может рассматриваться как очень надежная, она служит мотивацией к  формированию представления о взаимосвязи внутренней психической жизни человека и внешних ее проявлений.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ К ТЕСТУ
При интерпретации результатов рекомендуется учитывать следующие особенности рисунков:
— наличие шеи — возможна чрезмерная ранимость человека;
— наличие ушей — хорошо развитая способность слушать;
— на голове „шляпы" в виде квадрата или треугольника: в одном рисунке — возможно, сделана какая-то уступка, о которой сейчас есть сожаления, если в трех рисунках — возможна целая полоса „скованного положения";
— кармашек на теле человека — возможные мысли о детях;
— полностью прорисованное лицо — признак хорошо развитой общительности;
—один рот на лице — возможно, этот человек любит поговорить;
— один лишь нос — человек, хорошо улавливающий запахи, любящий духи;
— изображение кружка на теле человека — необходимость в заботе о старшем;
— изображение треугольника на теле человека — возможно, человеку приходится отдавать распоряжения,

-------------------------------------------------------------

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ «КОММУНИКАТИВНЫХ
И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ»
(КОС-2)
Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).
Методика содержит  40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время  выполнения методики 10-15 мин. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

Вопросы:
  1. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
  2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам ком-либо из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся  критической ситуации?
  5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?
  9. Легко ли Вы устанавливайте контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты, общаться с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей? |
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
  28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе?
  31.  Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных  мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37.  Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
 Ключ для обработки данных по методике "КОС-2"
Коммуникативные  склонности
(+)    Да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
(-)  Нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Организаторские склонности
(+)    Да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
(-)   Нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40


 
ПОКА НЕТ ТАБЛИЦ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ









Комментариев нет: